Приветствую Вас, Гость
Воскресенье, 24.09.2017, 15:07

Меню сайта
Категории раздела
наши статьи [0]
полезные телефоны и адреса в г. Йошкар-Оле [4]
развитие, воспитание детей до года [1]
детская психология [24]
здоровье детей [1]
Наш опрос
Посещаете ли ваш ребенок какую либо школу развития
Всего ответов: 110
Погода
GISMETEO: Погода по г. Йошкар-Ола
Статистика
Главная » Статьи » детская психология

раннее обучение математике
Раннее развитие и счёт

Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве до трех, иногда пяти лет. Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. Действительно, созревание мозга проходит в три этапа. Первый этап от внутриутробного развития до 2-3 лет. На втором этапе (от 3 до 7-8 лет) формируется второй функциональный блок с преобладанием правого полушария, отвечающий за прием, переработку и хранение информации. Его основная функция - ВОСПРИЯТИЕ зрительное, слуховое, кинестетическое, восприятие телом, вкусовые и обонятельные ощущения. Третий этап до 12-15 лет – этап развития третьего функционального блока, отвечающего за формирование когнитивных стилей личности и обучения (преобладает левое полушарие), закрепление приоритетов лобных отделов левого полушария. Срок перехода от одного этапа к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать.

Сиротюк А.Л. в своей книге "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" пишет: "Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются". Автор утверждает, что при раннем обучении ребенка (до 5-ти летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального развития. Реакция на раннее развитие может быть отсроченной. В дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, заикании, нарушение речи, тиках и навязчивых движениях. Это происходит потому, что опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обучении чтению, письму, счету в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для восстановления. Другие известные психоневрологи А.И.Захаров, В.И.Гарбузов уже неоднократно писали в своих книгах, что недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие, которое характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности. Полностью согласна с ними и психолог - перинатолог Ж. В. Цареградская. Она так же считает, что в дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.

Вывод прост: до 5 лет заучивать с ребёнком обозначение цифр, чисел, дробей, запоминать таблицу умножения, тренировать в счёте, заучивать большое количество геометрических фигур вредно для ребёнка. Так как такой способ обучения входит в противоречие с естественным развитием головного мозга, а точнее перегружает неокрепшее левое полушарие и тормозит развитие правого. Дети, которые получают такое "однобокое обучение" могут прекрасно его усваивать (обычно это дети с преобладанием левополушарного типа развития), или упорно не воспринимать информацию (правополушарный тип развития). Первые считаются умными, но чаще выигрывают последние, так как не утрачивают, а сохраняют свой правополушарный потенциал.

Следует заметить, что обучать ребёнка чтению на порядок проще, чем счёту. Если за абстрактным символом буквы стоит конкретный звук или два звука, а за слогом, складом - сочетание также конкретных звуков, то за абстрактным символом цифры и числа стоит совокупность различных объектов. Чтобы запомнить букву, достаточно запомнить соответствующий звук (звуки). А чтобы понять, что обозначает цифра нужно абстрагироваться и выделить в пространстве однородные объекты и объединить их в общую совокупность. Формально этому ещё можно научить, что и делает часто взрослый, попросив посчитать утят, палочки, елочки. При внимательной проверке, выясняется, что ребёнок пересчитывает, но в действительности не понимает, что стоит за его действиями. Но, оказывается, считать можно не только единичные объекты! "Пересчитывать" можно и воду. Если палочек всегда конкретное количество, то в одном и том же стакане, вода может быть связана уже с любым числом. Например, если мы измеряли воду маленькими ложечками, то соответствующее число - 20, а большими – 10. Мало того, в единицу счёта может входить и несколько объектов. Например, четыре зайчих уха – это два зайца. Если же ребёнка учат пересчитывать и считать, как и чтению, на уровне запоминания, то возможно ему и вообще не придётся задуматься, что же такое число на самом деле, ведь у него всё получается, ему "всё понятно".

Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), и у которых дети рано начали считать и читать, а в последствии хорошо учиться в школе, боготворят и "раннее развитие". На самом же деле это "левополушарные" дети (то есть в развитии у них доминирует левое полушарие), которые могут в силу особенностей своего физиологического строения легко воспринимать левополушарную подачу информации, то есть изучение цифр, букв, счёта, чтения, сюда можно отнести и современную школьную форму обучения. Так как ребёнок учится хорошо, то все негативные последствия левополушарного обучения, например частые простуды, никак не связываются с ранним обучением. Кстати, те же негативные последствия можно получить, если ребёнка раньше отправили в школу или слишком интенсивно готовили к поступлению в первый класс.

Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), но у которых дети так и не начали считать и читать, даже по методикам Зайцева или Глена Домана, имеют "правополушарного" ребёнка (то есть в развитии у него доминирует правое полушарие). Ему и в школе учиться будет сложнее, так как современная школа имеет левополушарную направленность. Эти дети попадают в ситуацию, которая была бы сравнима с тем, как если бы леворукого человека заставляли бы всё делать правой рукой, да ещё при этом осуждали бы за крайнюю неловкость (кстати, был период, когда в педагогике настойчиво переучивали левшей, что плохо влияло на их развитие). Но, как известно, блоху то подковал Левша! Обучая таких детей левополушарным способом, мы не даём раскрыться их творческим способностям, и способствуем развитию у них опять же эмоционально-личностных отклонений, склонности к частым заболеваниям, аллергическим явлениям, заиканию, нарушению речи, неврозу.

Получается такое "раннее развитие" вредно для любого ребёнка как правополушарного, так и левополушарного. Ведь ребёнок получает информацию, которую полностью переварить ещё не может, поэтому ему приходится её проглатывать как есть, не почувствовав даже вкуса, то есть не поразмыслив над ней. Как же правильно развивать ребёнка? Прежде всего, до определённого времени, до трёх лет, забудем про счёт (достаточно считать до трёх или даже двух), а про обозначение чисел цифрами - до пяти лет. И не потому, что ребёнок раньше не может, а потому что информация, для которой он ещё не созрел, не принесёт ему пользы! Всем этим в своё время "займётся" левое полушарие, а пока будем работать с правым полушарием. Что же тогда остаётся? Да очень многое! Это задания на развитие воображения и чувство пространства, любые нестандартные задачи и большой плюс любой методики раннего развития – движение! Конечно же, не забудем про сенсорное и эмоциональное развитие!

Марина Султанова http://www.razumniki.ru/razvitie_matematika2.html
Категория: детская психология | Добавил: luchik (06.05.2009)
Просмотров: 2430 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа
Поиск
ДСР "Лучик" © 2017
Хостинг от uCoz
При использовании материалов сайта, ссылка на "Лучик" обязательна.