Приветствую Вас, Гость
Суббота, 23.09.2017, 15:36
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » воспитание и развитие детей » Играем и учимся » обучение математике
обучение математике
luchikДата: Четверг, 11.09.2008, 23:26 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1035
Статус: Offline
Как вы учите своего ребенка математике? легко ли ребенок усваивает предложенный материал или в чем то испытывает трудности?

 
luchikДата: Четверг, 11.09.2008, 23:30 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1035
Статус: Offline
Научить считать ребенка не очень сложно. Считайте ступеньки лестницы, тарелки, игрушки, машины во дворе и все, что захочет ваш малыш. Но многие дети до определенного возраста пропускают числа. Не стоит по этому поводу волноваться раньше времени. После 4,5 - 5 лет это пройдет. Во многих школах при поступлении в 1 класс могут попросить не просто досчитать до 20, а решить задачу, примеры. Этому придется учить. Ребенок гораздо легче научится считать, если у вас на стенах будут висеть различные таблицы по математике и вы будете их использовать в повседневной жизни. Простую таблицу по умножению сможет сделать любая мама своими руками. Как использовать? Очень просто - когда делаете котлеты, попросите посмотреть по таблице по сколько штук получается, если всего их 9 штук, а надо поделить на 3. Если вы раза 3 покажете ребенку как это сделать, то даже трехлетний ребенок легко справится с этой задачей. Вот разные вопросы: как разделить 4 конфеты на двоих? Если всем по 2 пирожка, а всего нас четверо, то сколько надо приготовить?

Учим считать. Хорошая игра Никитина. Для обучения счету подходит игра "Точечки". Если ребенку нет 3 лет используйте точки одного цвета. Не всякий ребенок в состоянии сам, без помощи взрослого, построить дорожку правильно. нужно помочь: разложив перед ребенком карточки одного цвета, попросите найти карточку, на которой нет ни одной точки - пусто, ноль точек. С этим может справиться любой ребенок. После этого ищем карточку с одной точкой - одна голова, один стол. Так мы доходим до пяти. Можно поставить на каждую точку по пальчику. А вот дальше обычно бывает трудно. Попросите найти среди оставшихся ту карточку, на которой точек меньше всего. Когда дорожка построена, по ней можно возить машинку, может пройти какая-нибудь игрушка - собачка, мишка, и эти игрушки умеют считать - машина бибикать, сабачка - лаять.

Важно в первую очередь научить ребенка видеть колличество. Лет до 4 цифры учить не нужно.
Следующая игра может помочь в этом. На карточках нарисуйте точки. В разных местах комнаты положите различное колличество игрушек. Например: 1 зайчик, 2 мишки, 3 кубика, 4 шарика. Не берите много первый раз. Попросите ребенка найти 3 игрушки, показывая карточку с 3 точками, вы можете не говорить слово три, замените его словом столько же. Если ребенок принесет другое колличество игрушек, не спешите сказать - неправильно. Попробуйте разложить каждую игрушку на точку, закрыть точки игрушками, сразу будет видно, осталась ли точка не закрытой, или игрушке не хватило точки.
Хорошо, если вы будете все измерять, длину предметов, вес.

Забавно, как детей легко ввести в заблуждение. Возмите штук 6 крупных пуговиц и 8 мелких. Выложите вряд крупные пуговицы, а мелкие положите ниже крупных более плотно, чтобы края совпадали. Спросите, где пуговиц больше или их колличество одинаковое. Чаще всего дети отвечают, что да, одинаковое. Если теперь мелкие пуговицы раздвинуть в стороны, то для ребенка их будет больше, если раздвинуть крупные, то больше станет их. Причем, ребенок может хорошо считать. Придумав подобные задания, вы принесете большую пользу ребенку.

Обратный счет очень легко освоить запуская воздушный шарик, как ракету. Надуйте шарик, но не завязывайте. Считайте от 10 до 0. Как только дошли до 0, скажите пуск и отпустите шарик. Он полетит. Эта игра очень нравится всем детям и они легко учатся считать обратно.

Следующая игра легко научит складивать до 12. Для нее нужна любая настольная игра, в которой надо бросать кубик и делать ходы. Только вместо одного кубика возьмите 2. Ход делаем на сумму выпавших точек. Игра становится более динамичной. Можно сделать ее еще более интересной. Напишите разнообразные задания: хлопнуть 3 раза, подпрыгнуть 5 раз, сложить или вычесть разные числа, отгадать загадку, сказать слово по английски и т.п. Только хочется предупредить родителей, будьте терпеливы. Дети достаточно долгое время пересчитывают точки, бывает несколько месяцев. Это очень раздражает взрослых. Что поделаешь. Для нас очевидно, что три и три будет шесть, а для ребенка это совершенно не очевидно и ему надо много времени для того, чтобы понять это. Если с 2 кубиками игра пойдет легко, можно взять и 3.

Отрицательные числа. Можно нарисовать градусник и на нем поупражняться, а потом уже пользоваться настоящим. Можно еще нарисовать лестницу, идущую на 2, 3 этажи и в подвал. В подвал - минус одна ступенька, минус две... потому что ниже земли.

Десятки, переход через десяток. Это очень простая задача даже для ребенка 4 лет. Сделайте палочки из веток, можно и купить. Надо около 120 штук. Разделить палочки по 10 штук и скрепить их резинками. Хорошо, если вы будете делать это вместе с ребенком. Тогда не придется его убеждать, что там, где резинка - всегда 10 палочек. Возьмите целый десяток и по палочке добавляя считайте до 20. Спросите - сколько палочек добавили. Чаще всего ребенок не ответит, что добавили 10 шт. Пересчитайте добавленные палочки. Их должно быть 10 шт - поменяйте отдельные 10 палочек на десяток в резинке. Теперь у вас 2 десятка. Прибавляйте так же до 30, повторите вопрос - сколько добавили. Только не сердитесь. Поверьте, подавляющее большинство детей даже после нескольких раз не в состоянии догадаться, что добавили 10 палочек и им требуется все пересчитывать.


 
luchikДата: Четверг, 11.09.2008, 23:43 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1035
Статус: Offline
Игры по обучению математике

1
Убирать игрушки, соблюдая определенный порядок: по цвету, по размеру, машины к машинам и т. п.
2
Построить башни, у кого будет выше. Построить два дома, выше и ниже, два одинаковых дома.
3
Чудесный мешочек. Использовать шарики, кубики, маленькие игрушки, пуговицы. Сначала рассмотреть игрушки, потом положить их в мешочек и на ощупь доставать, определяя что это.
Можно доставать игрушки только определенной формы.

4
Найди столько же. Расставить в разных концах комнаты различное количество игрушек. Показывать карточки с цифрами и просить найти столько же игрушек.
Прохлопать и попросить найти столько же игрушек.

5
Взять разноцветные карандаши разной длины. Выбрать самый длинный, короткий карандаш, найти одинаковые карандаши. Разложить по порядку.
6
Найти предметы в доме круглой формы, квадратной, цилиндрической. Из игрушек выбрать предметы определенной формы.
7
Бусы. Расположить пуговицы в определенном порядке. Продолжить узор. Придумать снежинки, вырезать снежинки.
Нарисовать следующую фигуру в ряду.
Развивать чувство симметрии.
Составить как можно больше изображений из геометрических фигур.
Закончить рисунки по Савенкову.
Решать логические задачи, задачи-шутки.
8
В прямоугольнике можно написать 10. Слева - различные цифры меньше 10. Справа ребенок должен записать такие цифры, чтобы в сумме с левыми они давали 10.
9
Лото, домино, настольные игры, карты.
10
Пусть ребенок помогает расставлять тарелки к обеду, раскладывать вилки, ложки. Дайте их больше или меньше. Пусть он подумает, что надо сделать, чтобы сделать поровну.
Спросите, если дать по 2 куска хлеба на человека, то, сколько надо всего кусков положить. Если дать по 3 котлеты, то, сколько надо котлет.
11
Считайте все вслух, делите, умножайте.
12
В магазине дайте 2 рубля, и пусть ребенок сам купит себе то, что он хочет.
13
«Магазин». Продается столько товара, сколько раз зайчик прыгнет, лев прорычит, мишка хлопнет и т.д.


 
luchikДата: Четверг, 11.09.2008, 23:58 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1035
Статус: Offline
Развитие математических представлений.

1.5 года. Классификация по:
- величине
- цвету
- форме.

Загадки с опорой на рисунок.

2 года. Чувство симметрии, ритма.

2.5 года. Больше, меньше, поровну.

3 года. Загадки, загадалки. Домино.

3.5 года. Видит изменения: игры, использующие это качество. Определяет величину меркой, выравнивает неравенства.

4 года. Независимость числа от величины предметов.

4.5 года. Часть и целое, деление, объем.

5 лет. Может решать задачи в одно действие. Шахматы, нарды.


 
luchikДата: Воскресенье, 11.01.2009, 01:49 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1035
Статус: Offline
Знакомство с цифрой и числом.
Для того чтобы усвоение цифр было не механическим, а осознанным, необходимо знакомить с ними ребенка после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Предложите ребенку положить на стол, например, кубик и спросите: сколько кубиков на столе? Количество предметов обозначается знаком. Этот знак называется "цифра". Цифра "один" обозначает число предметов - один кубик. Далее можно показать ребенку цифру 1, предложить раскрасить ее. Точно так же можно познакомить ребенка и с другими цифрами.

Порядковый счет.
Многие дети не различают порядковые и количественные числительные, не осознают их значение. Ребенок должен иметь представление о том, в каких случаях люди пользуются порядковым счетом. Малышу необходимо объяснить, что вопросы "который?", "какой по счету?" требуют особого пересчитывания. При этом каждый предмет получает свой номер в ряду, и для ответа на вопрос "на котором месте" или "который по счету?" существенное значение имеет направление счета. При определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях - указывать, в каком направлении велся счет.

На что надо обратить внимание? Обычно дети затрудняются в согласовании числительных с существительными. Подберите для счета предметы мужского рода, женского рода, например, цветные изображения яблока, сливы и ананаса, и покажите, как в зависимости от того, какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два и так далее. Одно яблоко, одна слива, один ананас. Два яблока, две сливы, два ананаса и так далее. Очень часто дети числительное один заменяют словом раз. Когда ребенок начнет считать: "Раз, два, три", остановите его, возьмите в руки, например, мячик и спросите: "Сколько мячиков?" "Один мячик", - отвечает ребенок. - "Правильно, один мячик. Нельзя сказать "раз мячик". И считать надо так: один, два...".

Число 0.
Прежде чем знакомить ребенка с цифрой 0, предложите ребенку пересчитать, например, конфеты в коробке (4 штуки), а потом угостить ими своих родных: одну конфету маме, другую - папе, третью - бабушке, четвертую - дедушке. В коробке не осталось ничего. Это можно записать цифрой. На письме "ничего" обозначается цифрой 0. Ноль ставят самым первым слева в ряду других цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Знакомство с понятиями "больше", "меньше", "столько же". Это знакомство начните с использования различных мелких предметов (пуговицы, палочки, камешки, геометрические фигуры). Например, попросите ребенка отсчитать четыре кружка и три квадратика и разложить их в два ряда, один под другим, сверху кружочки, снизу - квадратики. Раскладывать нужно так, чтобы под кружком лежал квадратик. Ребенок увидит, что одному кружку не хватило пары. Значит, кружков больше, чем квадратиков, а квадратиков меньше, чем кружков. Если убрать один кружок, то квадратиков будет столько же, сколько кружков.

Геометрические фигуры.
В начале выясните, знает ли ребенок геометрические фигуры. Если ребенок путает, например, овальную форму с круглой, квадратную с прямоугольной, то необходимо провести рассматривание и сравнение моделей фигур. Фигуры сопоставляют попарно, организуется обследование их осязательными и зрительными путями. Ребенок обводит контур, скользит руками по поверхности моделей - таким образом, обеспечивается общее восприятие формы. Большую пользу принесут занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Например, надо посчитать количество треугольников или квадратов в составленной фигуре или найти картинку, составленную из определенных фигур. Такого рода задания развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей у детей. Знакомство с геометрическими фигурами пройдет успешнее, если ребенок, например, сложит фигуру из палочек, слепит из пластилина, вырежет из бумаги или сконструирует. Очень полезны будут игры на установление приблизительного сходства предмета с геометрической фигурой. Спросите ребенка, на что похож овал (на огурец, дыню, яйцо), треугольник (на крышу дома, на пирамидку), круг (на солнышко, мяч)

Сравнение чисел.
Начните со сравнения групп предметов, картинок, фигур, которые располагают друг под другом. Например, вы кладете три красных круга, а под ними два синих. Ребенок сравнивает, каких кругов больше, каких меньше. Объясните почему. После этого можно приступить к сравнению чисел. Количество красных кругов ребенок обозначает цифрой 3, количество синих - цифрой 2. Сравнивает числа: три больше двух. Далее вы должны научить ребенка писать математические знаки сравнения <, >, =.


 
luchikДата: Воскресенье, 11.01.2009, 02:01 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1035
Статус: Offline
Порой бывает, если малышу часто читали одну и ту же книжку, то он её так хорошо запоминает, что пересказывает наизусть, переворачивая в нужном месте листы. Со стороны может показаться, что он умеет читать. Но стоит дать ему незнакомый текст, и ясно, что это не так. Со счётом может происходить похожая история. Разница лишь в том, что взрослый не всегда чётко представляет, чем же отличается, осознанный счёт от неосознанного счёта. Это происходит потому, что некоторые вещи, очевидные для взрослого, для ребёнка, порой, являются загадкой. Так исследования знаменитого психолога Ж. Пиаже (впоследствии эти исследования назвали "признаком Пиаже") показали, маленькие дети не понимают, что количество воды будет одним и тем же и в узком стакане, где уровень воды поднимается высоко, и в широком, где уровень воды низок. Они не понимают этого даже тогда, когда воду переливают в их присутствии, и они видят, что ее количество не уменьшилось и не увеличилось. Если малышу предложить сравнить несколько крупных предметов с аналогичными маленькими предметами, и спросить каких по количеству предметов больше, он будет показывать на большие предметы, даже, если их количество явно меньше. Мало того, если перед ним разложить несколько предметов одинаковой формы, а затем раздвинуть эти предметы так, чтобы они занимали большую площадь, при этом, задав вопрос, предметов стало больше, меньше или осталось столько же, он будет утверждать, что количество их увеличилось. Некоторые дети, заучив порядковый счёт, не умеют правильно пересчитывать, то есть каждому номеру ставить в соответствие последовательно один предмет. Возникают и затруднения, если уже от заданного количества требуется продолжить счет. Все эти трудности говорят о ещё несформированном понятии числа, над которым следует работать. В противном случае данное понятие может не сформироваться и в первом классе, что значительно затормозит процесс усвоения предмета математики. Проверить, умеет ли ребёнок считать осознанно, можно с помощью несложного теста:

1. Положите перед ребёнком 2 яблока и кучку из 3-х горошин. Спросите, чего больше яблок или горошин?
2. Взрослый хлопает в ладоши, а ребёнок, при каждом хлопке откладывает по одной пуговице.
3. Попросите принести ребёнка столько же игрушек, сколько у него в руках карандашей, при этом, не пересчитывая ни то ни другое. А теперь попросите каждой игрушке раздать по карандашу.
4. Возьмите 7-10 монет одинакового достоинства. Выложите их перед ребёнком, но не просите пересчитывать. Раздвиньте при нём монеты так, чтобы они занимали большую площадь. Спросите, монет стало больше, меньше или осталось столько же?
5. Взрослый показывает и говорит ребенку: "Здесь четыре карандаша", затем добавляет еще три и спрашивает: сколько получится всего карандашей?"

Но даже, если ребёнок справляется со всеми заданиями, полное понимание понятия числа может так и не прийти, если он не осознает, что данное математическое понятие является абстракцией. Часто ребёнку и не приходится задумываться над этим, ведь взрослый заведомо предлагает ему пересчитать конкретные единичные предметы. Выше мы уже говорили, о том, что простой счет не является гарантией развития математических способностей. Понимание же того, что в единицу счёта может входить несколько объектов, или, что одному объекту может соответствовать разное число, в зависимости от используемой мерки, подводит ребёнка к более глубокому пониманию понятия числа и способствует уже развитию у него предпосылок математического мышления. Такое правильное введение числа, и, к тому же, преподносимое правополушарным способом, то есть образно, к сожалению, большая редкость (современные дошкольные программы вовсе не ставят перед собой такую задачу). В основном обучение сводится к практическому счёту, и даже, если ребёнок пересчитывает большие и маленькие предметы, а затем, их сравнивает по количеству, а не по величине, то делает это не из-за понимания, а потому, что его так научили. Работа над преодолением признака Пиаже на примере пластилина, воды, сыпучего материала, исследование понятия числа с помощью мерок, образная подача абстрактности числа, - вот что способствует развитию математического мышления. Но добиться развития предпосылок математического мышления одним только изучением понятия числа и обучением осознанному счёту невозможно, ведь предмет математики является более широким понятием, включающим в себя много направлений.


 
Форум » воспитание и развитие детей » Играем и учимся » обучение математике
Страница 1 из 11
Поиск:

ДСР "Лучик" © 2017
Хостинг от uCoz
При использовании материалов сайта, ссылка на "Лучик" обязательна.