Приветствую Вас, Гость
Воскресенье, 24.09.2017, 15:08
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » воспитание и развитие детей » Играем и учимся » обучение чтению (как научить ребенка читать)
обучение чтению
luchikДата: Четверг, 11.09.2008, 23:16 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1035
Статус: Offline
Как у Вас происходил, происходит процесс обучения ребенка чтению?

 
luchikДата: Четверг, 11.09.2008, 23:18 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1035
Статус: Offline
Как часто ребенок знает буквы уже в 2 года, а читать никак не может научиться. Просто знание букв не влечет за собой чтения. . Если попробовать учить по азбуке, то маленького ребенка довольно трудно уговорить заниматься регулярно по одной книге. Первое время ему может будет интересно, но через неделю большинство детей отказываются от этих занятий. Так что же делать? Маленькие дети очень любят играть. Вы только предложите поиграть и редкий ребенок устоит. Но прежде чем заняться самим чтением необходимо научить ребенка слышать звуки. Ведь буква для ребенка является просто предметом, как стол, игрушка, ложка. Да если еще он называет буквы таким образом: бэ, мэ, нэ... Понять, как может получиться мама из мэамэа, маленький ребенок просто не в состоянии. Из этого сразу вытекает правило - называем звук, который эта буква дает. Но удержаться на звуке ппп или подобном очень трудно и вот ребенок уже сам говорит пэээ. Поэтому безопаснее учить читать складами или словами. Есть еще одна причина, по которой необходимо заниматься фонетикой с ребенком. Сегодня не только в начальной школе, но и в средней много заданий по фонематическому анализу слова. Много таких заданий и в ЕГЭ. Нередко в первом классе такие сложные схемы, что даже родителям непросто запомнить, какая карточка что обозначает, а если ребенок еще и не различает гласные и согласные, твердые и мягкие, то ему придется нелегко.

Фонетика.
Это очень просто. Звук - это то, что мы слышим ушами. Научите ребенка слышать, звук не надо знать, просто надо слышать. Если ребенку лет 5, то ему можно помочь следующим способом: пусть ребенок медленно проговаривает слово и остановится в том месте, о каком звуке вы его спрашиваете. Спрашиваем: "Назови второй звук в слове стол". Ребенок может медленно проговорить это слово, одновременно откладывая фишки или пуговицы, как только положит вторую пуговицу, попросите громко назвать звук, которому она соответствует.
-Медленно проговорите слово хлеб. Спросите ребенка, какое слово вы назвали. Другое слово, например каша. В день 3 - 5 слов. Через неделю большинство детей начинают легко справляться с таким заданием.
-Игра "угадай игрушку": возьмите небольшую игрушку так, чтобы ребенок не видел и медленно проговорите ее название. Пусть ребенок отгадает.
-Проговорите название игрушки как бы разорвав слово на кирпичики: ма ши на.
-Игра "магазин": товар - картинки с едой, покупатели - разные игрушки. В магазине можно купить только, если назовешь первый звук. Не забывайте о мягкости, например в слове мясо первый звук мягкий. Если ребенок за какого-то зверя назовет вместо мягкого звука твердый, не спешите, проговорите это слово - масо. Любой ребенок так поймет разницу гораздо быстрее.
-Лото: на картоне наклейте по 6-8 картинок. Подберите картинки так, чтобы они начинались на разные звуки. В мешочек положите пластмассовые буквы. Доставайте по очереди букву и если есть слово на эту букву, закройте его. Можно изменить правило, буква может находиться в любом месте слова. В дальнейшем можно усложнить: сделайте карточки с первыми двумя, тремя буквами. Переверните их. Берите по очереди, если подходит вам, закрываете соответствующую картинку, если нет - кладете на место. Еще один вариант игры: закрываете те слова, в которых встречается звук, который дает эта буква в любом месте слова.
-Говорим слово наоборот. Скажите слово медленно, ребенок должен сказать его наоборот. Вначале слова должны быть короткими. Например вы говорите ОН, ребенок - НО. Можно использовать следующие слова: ау, му, ав, нос, ухо, рот, сон, час, мак, дом, дым, мама, папа, каша. Если упражняться, можно научить ребенка говорить наоборот целые предложения.
-Всем известная игра "Цепочки слов". Называете слово, следующий называет слово, начинающееся на последний звук первого слова и т.д. Можно называть слова, начинающиеся на определенный звук. Если это будет легко ребенку, можно ограничить слова еще одним признаком, например надо называть слова, начинающиеся со звука ССС и это должна быть еда, или предметы красного цвета.
-Игры с акцентированием звуков. "Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также - жжж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: "Давай дружжжить! Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя морожжженым и пирожжжными.«

Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: «Я вввожу овввощи. А ты что вввозишь? Ты умеешь поввворачивать налеввво? А направвво? Давввай устроим соревввнование - кто лучше заввводится. ВВВВВВ…»

Подражание пароходному гудку научат протягивать звук У.

Змеиный язык - акцентирование звуков [С] и [Ш]. «Сссаша, приходи пить сссладкий чай ссс сссушками и сссухариками».

Когда ребенку будет лет 5, можно будет ввести обозначение звуков. Для этого можно использовать пуговицы или фишки. Красные - гласные. Большие синие - твердые согласные, маленькие зеленые - мягкие согласные. Пишем разные слова пуговицами. Если ребенок вместо зеленой пуговицы берет синюю, останавливать его не надо, попробуйте прочитать так, как он изобразил. Смех помогает лучше понять разницу между твердым и мягким звуком. Можно использовать следующий прием: ребенок для слова лиса берет синюю пуговицу. Попросите его сделать первый звук мягким, если берет зеленую - то прошу сделать первый звук твердым. Мягкий невозможно сделать еще мягче, а вот тверже вполне возможно.

Чтение.
Есть несколько очень эффективных игр по чтению. -"Конфетки". Напишите на карточках АК ОТ ЕНЬ ОЛ и др. На других карточках напишите все согласные буквы. Выберете например карточку с АК, карточки с буквами переверните. По очереди берите буквы и прикладывайте к АК. Если слово получилось, получите приз (мелкое печенье, конфеты, фанты, это может быть все,что угодно). Можно изменить правило - приз не за настоящее слово, а за смешное - ЗАК, НАК...

-Напишите на карточках слова из 3 букв. Положите перед ребенком 5 слов, повторите их несколько раз, спросите ребенка, где находится то или иное слово. Показав слово, спросите, что это за слово.

-Можно придумать огромное количество игр со словами.
"Теремок". Нарисуйте на листе бумаги домик - теремок. На карточках напишите: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь. Разыграйте сказку, используя карточки со словами. Просите ребенка находить героев. Медленно проговорите слово, напомните, с какой буквы начинается, как она выглядит.

-"Клумба". Лист зеленого картона - клумба. Из разноцветного картона вырезаете кружки и на обратной стороне пишите названия разных цветов. Я еще добавила такие слова: каша, хлеб, вода, сушка. Некоторые названия можно написать по несколько раз. Я нахожу РОЗА, переворачиваю и кладу на клумбу, затем ребенок. Необходимо проявить терпение - чтение очень сложный процесс для большинства детей.
Вот еще подобные игры: наряди елку, море, птицы в небе...

-"Стройка". Напишите на карточках слова: кирпич, рама, окно, крыша, двери, трубы, обои, краска и др. Положите их - это будет склад. Ребенок может взять игрушечную машинку и возить со склада на стройку разные материалы.

-"Столовая для животных". На карточках напишите разные продукты: зерно, сыр, мёд, косточка, молоко, муха, котлета... это зависит от того, какие игрушки есть у вас. Разложите еду, возьмите игрушку и проходите в столовую. Если взяли мишку, то он будет выбирать мёд, несколько раз проговорите за мишку слово мёд, найдите его. Теперь пусть ребенок возьмет себе игрушку и попробует найти подходящую еду.

-"Готовим салат". Пишем слова: банан, яблоко, груша, киви, персик, абрикос, вишня, апельсин, ананас, картофель, морковь, помидор, огурец, лук, чеснок. В тарелку кладем только фрукты, ведь мы делаем очень вкусный фруктовый салат. Если ваш ребенок не любит такой салат, то я не советую играть в эту игру. Вы можете готовить что-нибудь другое - суп, борщ, винегрет, торт...

-"Варим Щи". Эта игра смешная. Напишите на карточках слова: щи, клещи, ящик, щипцы, щит, свекла, капуста, вода, соль, мясо. Возьмите кастрюлю, карандаш - это будет нож. Покажите слово ЩИ и попросите найти все слова, в которых есть щи, пусть ребенок вычеркнет эти буквы и положит карточку в кастрюлю. Из чего же получатся наши ЩИ ? А что не войдет?

- "Рыболов". Нужны магнитные буквы. Из веточки сделайте удочки: привяжите к концу веревку, на нее привяжите пару скрепок или гвоздик, можно небольшой магнит. Буквы разложите на полу. Ребенок, сидя на диване может доставать буквы. Можно написать слова и тогда надо ловить только буквы этого слова, но дети редко соглашаются играть в такой вариант. Пусть ловит, как хочет, но выкладывайте буквы в ряд и пробуйте прочитать название выловленной рыбы (тдругабай, маладоба...) что поймали, то и читайте.

- "Гаражи". Эта игра на слияние букв. Нужны любые пластмассовые или картонные буквы и машинки. Сделайте из кубиков или нарисуйте гаражи. Надо привозить буквы. Пока везете, называете букву, вернее звук, который эта буква изображает. Вот все гаражи заполнены. Другие буквы едут в гости. Надо приготовиться к встрече, для этого сообщить нужной букве. Если едет буква О к букве П - говорим ПО. Можете на основе этой игры придумать свои варианты.

- "Волшебный мешочек" с буквами. Положите в мешочек пластмассовые буквы и доставайте их по очереди. Надо назвать букву, не вынимая ее. Старайтесь доставать так, чтобы получались короткие слова.

- Пишем слова. Дайте буквы и карточки со словами (азбуку, где есть картинки и слова к ним, любую книжку). Надо написать слово буквами, глядя на написанное слово.

- Писать, используя трафарет с буквами. Печатать на компьютерной клавиатуре.

- Украшаем слово. Напишите короткое слово на листе крупно, но тонкими линиями простым карандашом. Слово должно получиться бледное, не красивое. Достаньте разноцветные пуговицы (они наверняка найдутся в каждом доме) и выкладывайте ко контуру по очереди с ребенком. Обязательно делайте это слева на право. Повторяйте звук, который украшаете. Слово КОТ. Пока украшаете букву К произносите сами (не требуйте это от ребенка) звук КККК, затем перешли к букве О, произносим КО, КО(не давайте ребенку раньше времени перейти к другой букве, попробуйте объяснить, что ведь и в жизни мы не моем посуду до еды, не одеваем вначале ботинки, а потом носки, так и в словах - вначале то, что слева). Сделали КО и переходите к букве Т. Говорите КОООО потом маленькая пауза и звук К. Спросите теперь ребенка, какое слово получилось. Еще раз повторите. Чаще всего к середине последней буквы ребенок догадывается, что это слово КОТ. Я так подробно об этом пишу, так как недавно увидела, как одна мама использовала данную игру. Хочется сделать одно отступление: мамы и бабушки. Когда играете с ребенком - НЕ ВЫХОДИТЕ ИЗ РОЛИ, НЕ НАЧИНАЙТЕ ЗАНУДНО УЧИТЬ, ПРОСТО ИГРАЙТЕ. Когда вам выпала очередь, не просите ребенка за вас сделать (прочитать, произнести, исправить вас). Ваша очередь, вы сами и делайте. В процессе такой игры вы своим примером учите ребенка правильно читать, называть звуки, считать, думать и т. д.

- "Окошечки". Можно сделать из картона, линолеума, возможно вы придумаете из другого материала, который есть у вас. Прямоугольник размером примерно 15-20 см на 20-30 см. Сделайте прорези так, чтобы можно было вставить полоски. На полосках напишите буквы, вставьте их. Надо, чтобы видно было только одну букву. Вначале сделайте две полоски, потом можно - 3 или даже 4. На первой - согласные, пишите основные, не надо пока шипящих. (М, Н, П, Р, С, Т, Д, В, К) На второй полоске гласные, в таком порядке: А Я О Ё У Ю Ы И Э У . Порядок можно изменить, но обязательно соответствующие гласные должны идти друг за другом: А-Я. Просите ребенка выбрать согласную и протягивая полоску с гласными, пропойте: МА МЯ МО МЁ МУ МЮ МЫ МИ МЭ МЕ. Затем просите ребенка пропеть. Подсказывайте ему: твердо, мягко, твердо, мягко.

- Возьмите гласные буквы А О У Ы. Выберите согласную и проведите ее перед гласными пропевая: ДА ДО ДУ ДЫ. Попросите ребенка выбрать другую согласную. В следующий раз согласную поставьте после гласной: АП ОП УП ЫП. Добавьте гласную. Не берите пока шипящие: Ш Щ Ц , так они в русском языке не со всеми гласными могут писаться. Не вводите в заблуждение ребенка. Легче сразу учить правильно, чем потом переучивать. В конце концов вы можете играть со всеми гласными и двумя согласными с двух сторон: ПАК ПОК ПУК ПЫК ПЭК ПЯК ПЁК ПЮК ПИК ПЕК.

Буквы.
Возможно, про буквы стоило написать раньше, но чаще бывает так, что ребенок буквы знает хорошо, но не читает. Но случается, что буквы никак не учатся. Могу предложить немного игр для лучшего усвоения букв, но даже в процессе предыдущих игр большинство букв дети запоминают. Есть же буквы, которые редко используются. Их надо поучить отдельно.
- Напишите букву крупно и обводите пальчиком ребенка ее контур. Попробуйте написать букву в воздухе.
- По контуру буквы налейте клей. Насыпьте крупную соль или любую крупу. Можно сделать буквы из различный материалов: наждачной бумаги, оклеить разной по фактуре тканью. Попробуйте определять буквы на ощупь.
- Насыпьте на лист любую крупу и пишите буквы пальцем.
- Нарисуйте контур буквы и выкладывайте пуговицы по контуру. Кладите пуговицы по очереди с ребенком.
- Пишите буквы везде, попробуйте увидеть буквы среди веток деревьев.
- На что похожа та или иная буква. Дорисуйте букву до какого-либо образа. В этом могут помочь азбуки.
- Пишите буквы на спине ребенка, он должен отгадать.

Для того, чтобы ребенок начал читать, ему это должно стать необходимо. Для этого надо создать соответствующую среду. На листе бумаги крупно напишите четверостишие, поговорку, чистоговорку. Повесьте в удобном для ребенка месте. Читайте сами столько раз, сколько ребенок просит. Не бойтесь того, что ребенок будет знать наизусть. Ведь мы часто не читаем слова по буквам, а сразу узнаем большинство слов. Через неделю смените.
-"Выставка". Наклейте на листе ватмана репродукции и подпишите их. Можно сделать выставку пород кошек, собак, транспорт, цветы.

Когда ребенок начинает читать короткие слова, вывески, даже может написать свое имя, слова: мама, папа, то многие родители уверены, что на этом их работа закончена. Но это не так. Если ребенок не будет упражняться в чтении, то к сожалению большинство детей многое забывают. Даже читающий ребенок, если не читает пару месяцев, первое время читает так, будто только что научился.
Есть много сложностей для ребенка в чтении.

Первое - ударение. Дети читают, выделяя каждый слог, и длинные слова не узнают. Можно поиграть в игру "В лесу". Звери пошли в лес и там потерялись. Надо позвать всех на полянку. Звать надо, резко выделяя только ударный слог.
Поиграйте с ударением. Ставьте ударение в слове на все слоги по очереди: МАшина, маШИна, машиНА. Спросите, где правильно. Ставя ударение в разные места, ребенку гораздо легче понять, о чем идет речь.
Вторая сложность - ЖИ, ШИ. Очень часто дети читают их мягко. Подберите слова и читайте их отдельно: жизнь, машина, жимолость, животное, шина, шинковка, широкий...
Часто дети спотыкаются в тех местах, где стоят несколько согласных подряд. Напишите на отдельном листе разные сочетания букв: СТА ДРО ГДЕ МЛИ ЗДРО СТИ ШЛЭ СТРУ... Можно петь на любой мотив. Можно повесить такой лист на видном месте. Пойте в прямом и обратном направлении. Остановитесь в любом месте и попросите ребенка показать. Пойте по очереди: один слог вы, другой - ребенок.


 
Форум » воспитание и развитие детей » Играем и учимся » обучение чтению (как научить ребенка читать)
Страница 1 из 11
Поиск:

ДСР "Лучик" © 2017
Хостинг от uCoz
При использовании материалов сайта, ссылка на "Лучик" обязательна.